Этот сегодняшний праздник русский можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута более, чем тысячелетняя палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского.
Немногие имена в истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.
Великий князь Киевский Владимир продолжил дело своих предшественников по объединению различных славянских племен в единое Русское государство. Однако в историю России и Православной Церкви он вошел в первую очередь как креститель. Именно в его правление произошло массовое обращение жителей Киевской Руси в христианство.
Будущий правитель Киевской Руси родился около 962 года в селении Будутина Весь под Киевом. Он был сыном князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги. После рождения Владимира отобрали у матери, воспитан он был при дворе Ольги.
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде - Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам", и вступает 11 июня 978 года в Киев, став "единодержцем" Киевского государства, "покорив окрестные страны, одни - миром, а непокорных - мечем".
С 17 лет он стал править самостоятельно. Первые 6 лет своего княжения он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое – Русскую землю и называться русскими.
Предание рисует князя Владимира до принятия им крещения ярым язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров. Сильная в военном отношении Русь оказалась окруженной менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще в ней было слышно слово проповеди истинной веры, появились и первые русские мученики за Христа, обличавшие служение идолам, приходили на Русь и проповедники других религий.
Предание гласит, что умудренный свыше, князь послал избранных мужей в разные страны, чтобы увидеть и испытать, как разные народы служат Богу и как "веру от дел своих показуют". Греко-восточная вера поразила посланников более всех, и они, вернувшись на родину, сказали князю: "Никтоже, вкусив сладкого, восхочет горького, тако и мы не можем паки остати зде и служити кумиром". Выбор был сделан.
Случилось так, что греческие императоры Константин и Василий (из Македонской династии) обратились к Владимиру с просьбой помочь им усмирить бунт воеводы Фоки. Владимир согласился, но поставил условием руку сестры их, царевны Анны, и присылку духовенства со священной утварью для крещения Руси. Императоры согласились, но, когда Владимир победил Фоку, обязательства своего не выполнили. Тогда Владимир взял Корсунь и этим заставил императоров исполнить обещание.
Корсунь он вернул грекам как выкуп за невесту. Дружину свою он крестил и, согласно "Повести о Крещении Руси", крестился сам. Это было в 988 г. Летопись говорит, что перед крещением он ослеп и прозрел, когда вышел из купели.
Вскоре по венчании Владимир Святославич, поставив в Корсуни церковь святого Иоанна Предтечи, вернулся в Киев. Вместе с ним приехали его новая жена, греческая царевна Анна, а также духовенство - присланное в составе свиты царевны и приведенное из покорённого Корсуня. Повесть временных лет среди корсунян выделяет Анастаса, сподвижника Владимира в предстоящем Крещении Руси. Вдобавок в Киев были перенесены святыни из Корсуня - честная глава святителя Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы, а также церковные сосуды, иконы, медные статуи и фигуры коней. Широко распространено мнение что в первичном массовом просвещении Руси принимали участие также миссионеры из Болгарии, имевшие, благодаря близости языка, наиболее прямой доступ к русским славянам.
После своего крещения князь Владимир решил обратить в новую веру и весь свой народ. Это сказалось на многих сторонах жизни его подданных. В первую очередь, христианство меняло нравственные, моральные ориентиры славян. Вместо грубости и жестокости язычества оно учило людей любви, милосердию, жертвенности.
Вначале Владимир повелел повалить языческих идолов - одних изрубить, других сжечь, а идол Перуна проволочь привязанного за хвост лошади, колотить палками, бросить в Днепр, и отталкивать от берега до тех пор пока не пройдёт пороги. Несмотря на печаль язычников, это было исполнено.
Затем Владимир разослал посланцев по городу, властно призвать весь народ на Днепр: "Аще не обрящеться кто заутра на реце, богат ли, убог, или нищь, или работен - противник мне да будет." Летопись объясняет согласие народа авторитетом победоносного князя и его приближенных мужей, вкладывая в уста киевлян такие слова: "аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри прияли." На следующий Владимир с духовенством вышли на Днепр, множество людей вошли в реку, и священнослужители соверишили над ними молитвы и таинство крещения, после чего народ разошелся по домам. Летопись подчёркивает радость, сопровождавшую Крещение - люди "с радостью идяху, радующеся;" во время всеобщего крещения была "радость велика на небеси и на земли;" а по крещении "Володимер же рад быв, яко позна Бога сам и людие его."
После крещения киевлян, главными мерами Владимира по утверждению Христианства по всей своей земле были: строительство деревянных православных храмов на местах где стояли прежде языческие кумиры (таковой стала Киевская церковь святого Василия); строительство храмов и поставление священников по всем городам и сёлам государства, для приведения народа ко крещению; изъятие детей из лучших семей и определение их на книжное обучение. Вскоре Владимир начал строительство нового главного храма Русской земли - Киевской церкви Пресвятой Богородицы, для чего были призваны мастера-греки. Церковь была снабжена десятиной княжеских владений, духовенством и церковными предметами из Корсуни, а начальствующим при храме был поставлен Анастас Корсунянин - на деле, возможно, игравший центральную роль в управлении Церкви на Руси в первые годы по Крещении. При этом, была создана и более разветвлённая церковная организация для Руси - рамках Киевской митрополии при Владимире были учреждены несколько епископских кафедр: Новгородская, а также, вероятно, Белгородская, Черниговская, Полоцкая, Переяславская, Ростовская и Туровская. Предания свидетельствуют о первых святителях Русской земли - Михаиле Киевском, Иоакиме Корсунянине Новгородском, Феодоре Греке Ростовском.
Сумма свидетельств указывает на то, что ход Крещения Руси при Владимире был мирным по сравнению с подобными массовыми деяниями среди других народов Европы. "Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа".
Главное последствие принятия Христианства народом Руси явил в себе самом его креститель, великий князь Владимир, став "из сладострастного и безудержного в своих страстях юноши святым мужем" - защитником и благоустроителем своей страны, милосердным судьёй, щедрым питателем больных и бедных, покровителем учения. Главный дар Христовой веры - возможность стяжания спасения, обожения, святости - ярко просиял в русском народе, со времён Владимира являвшему целые сонмы святых в каждом поколении. К началу XXI века поимённо в сонме святых Русской Православной Церкви прославлено больше святых чем какой-либо другой поместной Церкви мира. "Все области России, от Прикарпатской Руси (преподобные Моисей Угрин и Ефрем Новоторжский) до принадлежавшей недолгое время России Аляски (преподобный Герман), имели своих подвижников. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. Всякое место, всякое наречие освятились служением Богу" - так говорил святитель Иоанн Шанхайский, явивший своим служением в Азии, Европе, Африке и Америке просветительскую роль Русской Церкви в уже мировом масштабе.
Молитва святого Владимира при Крещении его народа - "Боже великий, створивый небо и землю! Призри на новыя люди своя, вдай же им, Господи, уведити Тебе, истеннаго Бога, якоже увидиша страны крестьянския, и утверди у них веру правую и несвратну, мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да, надеюся на Тя и на Твою державу, побежаю козни его!" - выразила три основных чаяния крестителя Руси: познание Бога, верность Православию, борьба со злом. Благодаря Крещению Руси, эти путеводные направления стали определяющими для множества духовных детей и наследников святого Владимира, составив новый идеал, приникавший в различные сферы личной, общественной и государственной жизни русского народа. Воззрения, уклад и быт складывались под влиянием церковных правил. Церковь укрепляла освященную Богом христианскую семью - "малую церковь," - разрывая племенной союз, упраздняя многоженство и обычай умыкания невест. Государственные законы согласовались с канонами, причём церковный суд получил параллельное действие по всей земле: государство ведало преступлениями, а Церковь - иными грехами. Стремлением к служению Богу отличалась умственная и духовная жизнь. Почти все стороны культурной жизни получили своё начало от жизни церковной и развивались под влиянием Церкви. Даже внешняя политика России нередко выражала её духовный облик. Многочисленные попытки совратить русских на пусть иной веры - в первую очередь римо-католической - раз за разом терпели крах. Соответственно, когда Россия всё же массово отступилась от основоположных заветов Владимира в XX веке, её постигли беспримерные бедствия.
Крещение произвело переворот в жизни Руси - это был разрыв, национальное самоотречение, перелом в сторону добра.
Крещение Руси стало отправной точки в истории русского народа. Учение Христианства открыло сознание единства человечества, общей истории рода людского, и участия в этой истории всех народов - одним из которых отныне выступил русский. Впоследствии сознание единства усиливалось тем, что вся Русь, зачастую политически раздробленная, в церковном отношении веками была объединена в одну митрополию. Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в одно государство, т.к. не только славянские, но и другие племена, с распространением среди них Православия сливались воедино с русским народом. Умиротворяюще воздействуя во время междоусобий, Церковь внушала сознание, что русский народ, принявший Крещение от Владимира, - един. Ключевая роль государственной власти в Крещении Руси с одной стороны, и сила воздействия Церкви на исторические события России с другой стороны, сделали почти невозможным отделение истории Русской государственности от истории Русской церковности. Вплоть до XX века верховные правители Руси правили не "по воле народной," а "Божией Милостью," держа ответ перед Творцом.
После Крещения Православие заняло столь определяющую роль в культуре народа. После Крещения "учение книжное" стало предметом государственной заботы, а монастыри - главными центрами учёности. В результате Русь быстро стала высокограмотной страной для своего времени. Русская книжность столь прониклась христианским духом, что от влияния его не могли вполне освободиться даже те писатели позднейших времен, которые ставили себе в задачу борьбу с церковным учением.
Особое значение красоты как проявления Божия, отраженное в летописном сказании о выборе веры, способствовало всплеску искусств после принятия Православия. Не только литература, но также изобразительное искусство, музыка, а в значительной мере и архитектура Древней Руси оформлялись в под определяющим влиянием Христианства. "Примат художественного начала в церковной и государственной жизни" выразился в возведении грандиозных соборов, на века занявших центральное место в стольных городах Руси - София в Киеве, София в Новгороде, Спас в Чернигове, Успенский собор во Владимире и т. д. Уже в XI веке Русь превзошла всех своих соседей, кроме Ромейской империи, по величию своей архитектуры и по искусству живописи, мозаики, прикладному искусству. Особое место иконописи в формирующейся русской православной культуре обусловило появление таких всемирных вершин богословия в красках, как образы преподобного Андрея Рублёва.
Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Русской Церкви. "Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали", - засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви - до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в "Слове о законе и благодати", сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его "во владыках апостолом", "подобником" святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляем вас с Днем Крещения Руси, днем памяти святого равноапостольного князя Владимира! Благодаря этому празднованию мы стараемся сохранить память о Крещении Руси как о судьбоносном событии, одном из важнейших в истории нашего Отечества.
Выбор веры святым правителем земли Русской более тысячи лет определяет судьбу нашего народа. Благодаря ему произошло объединение разрозненных племен во внутренне цельный народ, были прекращены междоусобицы и возникло Русское государство. Духовные ценности и мировоззрение нашего народа, его великая и самобытная духовная и национальная культура были сформированы православной верой.
Веру в людях невозможно насадить "огнем и мечом", можно привести к ней только собственным примером. Всецелое преображение души святого князя Владимира после Крещения стало зримым и удивительным чудом для его подданных, лучшим свидетельством об истинности православной веры, о том, что Сам Бог пребывает с человеком, обращающимся к Нему. Поэтому вера была глубоко воспринята нашим народом. На протяжении всей своей истории он проявляет лучшие христианские черты характера: благочестие и стремление к добру, мужество и терпение, милосердие и любовь к ближним.
По этой причине событие Крещения Руси имеет важное личное значение для каждого из нас. Истины православной веры обращены к сердцу каждого человека и всем нам открывают путь ко Христу и жизни вечной.
И наоборот, когда мы теряем веру, христианский нравственный идеал, способность отличать добро от зла — тогда поднимают голову идолы, побежденные святым князем Владимиром. Идолы, разрушающие человеческую жизнь. Если мы не дадим нашей истории, нашей культуре, оставив свой идеал, развернуться вспять, к прежним идолам, то у нас будет надежда на будущее, на построение мирной, справедливой жизни, в центре которой — немеркнущий идеал святости, а значит, человеческой чистоты, разума, благородства, любви и надежды.
Дорогие братия и сестры! От всей души желаем всем вам укрепления веры, помощи Божией в трудах на благо ближних и нашего Отечества. Молитвами святого равноапостольного князя Владимира да сохранит Господь нашу землю и всех нас в мире и благоденствии!
Лысьвенское благочиние