butt raspisanie

Новости

Преподобный СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – покровитель отечественного Просвещения

Св. СерГий РадонежскийСегодня многие учителя и воспитатели всерьез обеспокоены резким увеличением числа учащихся, проявляющих весьма поверхностное отношение к процессу обучения. Такое легкомысленное отношение к знаниям, заразившее современную молодежь, во многом вызвано отрывом нашего общества от национального духовного опыта, от лучших традиций, которыми с давних времен славились русские люди.
К сожалению, мы забыли о том, что еще сто лет назад, тысячи российских учителей, гимназистов и студентов начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому - покровителю учености, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

Обращение русского человека к преподобному Сергию как к наставнику и духовному пастырю - свидетельство того, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, делом, осуществление которого немыслимо без смирения и веры.

Именно преподобному Сергию Радонежскому, наиболее почитаемому русскому святому, во времена шестивековой давности, во времена царившего на Руси иноземного владычества, во времена смут и раздоров, суждено было стать защитником и покровителем национальной культуры, созидателем отечественного просвещения.

Будущий святой родился в обедневшей боярской семье под Ростовом Великим. Он был вторым ребенком из трех сыновей. При рождении, мальчик получил имя Варфоломея, в честь святого апостола Варфоломея.
В свое время отрок был отдан обучаться грамоте. Но учеба Варфоломею не давалась. За это его ругали родители, смеялись товарищи, наказывали учителя, он же лишь молился Богу и надеялся на его помощь.
Как-то раз отец послал мальчика искать сбежавших лошадей. Во время своих поисков он увидел некого черноризца (монаха), стоящего на поле под дубом и усердно молящегося.
Варфоломей подошел и стал молиться вместе со старцем. По окончании же молитвы он рассказал монаху о своем желании научиться грамоте и просил помолиться за него Богу.
Старец, помолившись, подал мальчику кусок просфоры. После того, как отрок съел её, старец сказал, что тот будет знать грамоту лучше всех своих сверстников.
Затем Варфоломей пригласил инока в дом к родителям. Перед предложенной трапезой он велел отроку читать псалмы. И тут произошло чудо! Получив благословение от старца, Варфоломей начал весьма хорошо и стройно петь псалмы, которых он не знал.

После этого все находившиеся в доме прославили Бога, явившего это чудо. С тех пор, отрок Варфоломей, а впоследствии святой преподобный Сергий Радонежский является покровителем учащихся.
В двадцать три года Сергий молодой монах – пустынник поселяется в лесах Радонежа, чтобы в безмолвном уединении, укрепившись духовно, посвятить себя служению Богу.
Редкое трудолюбие, усердие в работе, неустанное стремление к доброделанию - качества, присущие Сергию, - подобно магниту, притягивали в Радонеж тех, кто, презрев соблазны мира, возгорал желанием жить по образу молодого пустынника. Так преподобный Сергий обретал учеников, так в глухих радонежских лесах было положено начало Троице-Сергиевой обители.

Из жизнеописания подвижника нам известно, насколько ответственно преподобный Сергий относился к делу руководства общиной: долгое время преподобный отказывался от сана игумена (настоятеля), считая себя не готовым к выполнению миссии духовного наставника, и лишь настойчивые просьбы, а порой и требования учеников смогли склонить его к принятию игуменства.
Став настоятелем, преподобный Сергий учредил в обители общежительный устав, провозглашавший важнейшие принципы иноческого воспитания - полный отказ от какой-либо собственности, поэтапное совершенствование духовных сил, четкое распределение обязанностей между монахами.

За духовным развитием своих сподвижников преподобный Сергий следил с неустанным вниманием, стремясь к тому, чтобы каждый инок занимался тем делом, к которому был близок и по характеру, и по способностям.
Ученики, вступающие на стезю монашества, под руководством Сергия изучали предписанные уставом правила, постепенно приобщаясь к общинному укладу и постигая развивающиеся в монастыре ремесла; наиболее опытные в духовной жизни иноки получали благословение на самостоятельное подвижничество - книгописание, иконопись, храмостроительство, просветительскую деятельность.
Иноческое братство, воспитанное преподобным Сергием, оказывало глубокое нравственное воздействие на все древнерусское общество, давая тем самым мощный толчок к духовному пробуждению народа, сломленного бременем векового иноземного владычества.

«Мир смотрел на чин жизни в монастыре преподобного Сергия, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства поучали его самым простым правилам, которыми крепло людское христианское общежитие. В монастыре все было бедно и скудно... Но все дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы... Мир видел все это и уходил ободренный и освеженный, подобно тому, как мутная волна, прибивая к прибрежной скале, отлагает от себя примесь, захваченную в неопрятном месте, и бежит далее светлой и прозрачной струей» (В. Ключевский, историк).

Духовное пробуждение русского общества наиболее ярко проявилось в противостоянии Древней Руси иноземным завоевателям. Пиком, наивысшей точкой этого противостояния стала Куликовская битва - историческое событие, также связанное с именем преподобного Сергия.

Перед кровопролитным сражением с полчищами хана Мамая московский князь Дмитрий приехал в Троицкий монастырь за благословением преподобного Сергия на предстоящую битву.
Отслужив молебен, игумен Радонежской обители пригласил Дмитрия на трапезу вместе с братией и, благословив князя, сделал, казалось бы, невозможное для монаха: кроткий подвижник послал на бой с врагом двух троицких иноков, Пересвета и Ослябю, утверждая этим поступком мысль о том, что защита Отечества - святое дело, имеющее всенародную значимость.

Победа русского народа на Куликовом поле, победа, которую предрекал князю Дмитрию преподобный Сергий, положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига: впервые за многие годы иноземного владычества русские люди, преодолев внутренние раздоры и разногласия, сплотились в единое войско и нанесли сокрушительное поражение завоевателям, защитив православную веру, отстояв свое культурно-историческое наследие.

Путь русского народа к этой победе был долгим и мучительно трудным: не одно десятилетие потребовалось для того, чтобы люди, сломленные бесконечными неурядицами, смогли поверить в себя, в свои скрытые силы и подняться на защиту Отечества; нужно было воспитать в воинах мужество, собрать их в одно ополчение, пробудить в народе чувство национального самоопределения, национального подъема. Этому великому делу, делу духовного становления русской нации, и посвятил себя преподобный Сергий Радонежский.

Еще задолго до Куликовской битвы подвижник осознал, что судьба русского народа, его духовная миссия, его спасение как носителя самобытной культуры всецело зависят от единства Руси. Неоднократно преподобный Сергий выступал с миротворческой миссией, призывая русских князей прекратить разорительные междоусобные войны и обратиться к решению созидательных задач, направленных на укрепление государства.
Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя каких-либо письменных трудов. Его просветительские идеи, его заветы были положены «в живую душу народа», став неотъемлемой частью нашего национального достояния, нашего менталитета.

С непоколебимой уверенностью можно сказать о том, что заветы преподобного Сергия не утратили своей актуальности и в наши дни. Говоря об уроках подвижника, нужно подчеркнуть не столько их связь с определенным историческим этапом, сколько их вообще вневременное значение: выражая в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, эти уроки ориентируют человека на вечные ценности, не зависящие от характера конкретной эпохи.

Евгений КУРУНИН,
кандидат педагогических наук, доцент

Контакты

Православный Приход храма в честь Святой Троицы
Адрес: 618900, РФ, Пермский край, г.Лысьва, ул.Революции, 2 "А"
Электронная почта:
Sv.Troitsa-Lysva@yandex.ru

Телефоны:

Настоятель:  +7 (342 49)  3 - 82 - 19
Иконная лавка:   +7 (342 49)  3 - 61 - 12
Бухгалтерия: +7 (342 49)  3 - 61 - 58

Сейчас на сайте 47 гостей и нет пользователей

Яндекс.Метрика

Авторизация