butt raspisanie

Новости

Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого

Икона святителя Василия ВеликогоПраздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого связаны друг с другом. Церковь говорит нам о тайне послушания. Мы все помним слова: «Послушание выше поста и молитвы». Речь идет в первую очередь о Богом данных установлениях, о том, что явно относится к духовной жизни. Но не только об этом. Сюда же относится все, что совершается по естественным человеческим обычаям, будь то семья или гражданские законы, все, что не вступает в противоречие с христианской совестью. Как говорит апостол Павел, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Церковь говорит о таком послушании, которое исполнено памятью о Боге, любовью и верностью Ему. За простым земным послушанием может открываться несравненно большая глубина. Такое послушание с самого Своего рождения и даже прежде рождения являет Христос. Мы помним, как Пречистая Его Матерь и праведный Иосиф Обручник, повинуясь императорскому указу о переписи населения, приходят в город, где надлежит родиться Христу.

На восьмой день после рождения Спаситель был обрезан, согласно повелению, данному Аврааму, когда Бог обещал установить вечный завет с ним и его потомством. Чистый, безгрешный Господь принимает знамение примирения, которое Он Сам как Бог и Творец Закона установил. С первых дней Своего Пришествия на землю Он смиренно подчиняется предписаниям Закона, показывая, что все ветхозаветные прообразы обретают в Нем завершение. Обрезанием Второго Адама заканчивается плотское обрезание Ветхого Завета и начинается Новый и истинный Завет, запечатлеваемый духовным обрезанием ценою Его Крови. Христианское крещение есть подлинное духовное обрезание, знамение принадлежности новому народу, приобщающемуся животворящей смерти и воскресению Господа. Этой тайне послушания должны научиться все крещеные во имя Христово. В этот день Богомладенцу дали имя, которое небесный вестник открыл прежде рождения праведному Иосифу. Иисус значит Спаситель. Одним этим именем открылось Его служение на земле, ради которого Превечный Бог и Творец стал человеком. Имя Иисус выражает всю тайну нашего спасения. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись.
И святитель Василий Великий с исключительной силой являет нам, что значит быть крещеным человеком, что значит тайна послушания. С одной стороны, он с детских лет, еще до принятия крещения, смиренно повинуется всему, чему наставляют его в семье (невозможно не заметить, что семья эта совершенно необыкновенная, буквально икона семьи — особенно обращенная к нашему времени: в ней десять человек детей, пятеро из которых будут причислены к лику святых, а воспитанием его главным образом занимается бабка Макрина, ученица святителя Григория Чудотворца Неокесарийского). Он обучается риторике, то есть искусству точно и ярко выражать свои мысли, под руководством своего отца, затем занимается дальнейшим светским, как сказали бы теперь, образованием в Кесарии Каппадокийской, в Константинополе и наконец в Афинах. Скромно преподает риторику, не помышляя ни о чем великом. А по принятии крещения старательно изучает азбуку духовной жизни. И скоро для ознакомления с монашеской жизнью отправляется в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где вступает в близкое общение с некоторыми подвижниками. Так он учится науке более совершенного послушания, о чем можно было бы еще долго говорить. Упомянем лишь, что по возвращении из путешествия он раздает свое имущество бедным и удаляется в пустыню близ Неокесарии, где предается аскетическим подвигам — прежде чем вступить на церковное служение. Это одна сторона его жизни, внешняя, которая становится все более значительной, оттого что всегда неразрывно связана с любовью к Богу.
По свидетельству преподобного Ефрема Сирина, когда святитель Василий проповедовал, белый сияющий голубь напевал ему на ухо слова, которые он произносил. А когда он совершал Божественную литургию, то весь был подобен столпу огня, поднимающемуся от земли на небо. До сегодняшнего дня православная Церковь за Божественной литургией самых наших главных праздников молится его молитвами, исполненными высокого богословского вдохновения. Он заботился о том, чтобы с особой торжественностью совершалась память мучеников и почитание святых мощей. Он был первым из православных отцов, кто ясно и дерзновенно возвестил, что Дух Святой — истинный Бог, единосущный Отцу и Сыну. Вдохновляемый Самим Духом Божиим, имея общение по дару благодати со Святой Троицей, святитель Василий с несравненной ясностью и точностью формулировал главные богословские понятия, такие как сущность, ипостась, никогда не отделяя их от тайны нашего спасения и обожения человека. Вся жизнь его была сражением с еретиками, сеющими смуту в Церкви. Он был совершенным епископом, живым образом Христа, всем для всех, и в то же время по-человечески ему сопутствовали сплошные поражения среди разного рода церковных разделений и бурь.
Каждый должен блюсти свое служение. Каждый должен исполнять свои обязанности на земле – и перед Христом и Евангелием, и перед семьей и ближними, и перед обществом, в котором он живет. Будем повиноваться и властям, ибо «существующие власти от Бога установлены», как Пресвятая Дева, повинуясь, пошла на перепись в Вифлеем, как повиновался Павел, отправляясь в Рим. Будем повиноваться старшим, будем иметь милость к младшим и любовь ко всем, ведь наша любовь никогда не погибнет.
Если мы будем жить так, то проведем наступающий год в мире и всю нашу жизнь – в духовном преуспеянии и радости, а затем войдем в век восьмой, то есть в Царство Небесное, где всегда будем вместе с Отцом, Сыном и Духом Святым. Аминь.

Сейчас на сайте 195 гостей и нет пользователей

Яндекс.Метрика

Авторизация