butt raspisanie

Новости

1 февраля – день памяти преподобного Макария Великого, Египетского

Икона преподобного Макария Великого, ЕгипетскогоВо имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем память преподобного Макария Великого, одного из величайших подвижников и основоположников православного монашества и отшельничества.
Преподобный Макарий Египетский родился в Нижнем Египте, в селении Птинапор. Родители его, священник Авраам и Сарра, долгие годы не имели детей. Они были людьми благочестивыми и украшали свою жизнь молитвами, постом, щедрой милостыней, странноприимством и многими другими добродетелями, не переставая также молиться и о даровании им чада. И Господь услышал мольбы Своих верных рабов: Сарра забеременела и в положенный срок родила сына, которого счастливые родители назвали Макарием. Имя это с греческого языка на русский переводится «блаженный, счастливый». Рождение Макария было поистине чудом, так как супруги были уже в возрасте, и никто, кроме них самих, уже не верил, что у них могут быть дети.

Авраам и Сарра воспитали сына в благочестии и любви ко Христу. С ранних лет Макарий мечтал о том, чтобы полностью посвятить свою жизнь служению Богу.
Вскоре после того, как Макарий достиг совершеннолетия, оба его родителя один за другим покинули этот мир: ведь возраста они были уже преклонного. С честью похоронив любимых родителей, юноша раздал все свое наследство бедным в память почивших и стал готовиться к иноческой жизни: ведь в миру его больше ничто не держало.
Впрочем, юноша не стал самовольно и самонадеянно вступать на славный, но полный опасностей иноческий путь. Он понимал, что ему необходим духовный наставник, который ввел бы его в монашество и руководил бы его первыми шагами на этой стезе. И такого наставника Макарий вскоре обрел. Недалеко от селения Птинапор, в пустынном месте, проживал в то время один праведный старец. К нему и пришел Макарий, чтобы всецело предаться давно желаемому им служению Господу. Старец с любовью принял смиренного юношу, показал ему начатки безмолвного иноческого жития и обучил его обычному иноческому рукоделью – плетению корзин. При этом старец устроил для Макария отдельную келию недалеко от своей, ибо сам любил в уединении служить Господу. Так Макарий, с помощью Божией, начал день ото дня преуспевать в иноческих подвигах

Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Родственники клеветницы избили Макария до полусмерти, но и после этого не отпустили его. Родители беременной потребовали, чтобы монах обязался кормить их дочь и якобы прижитого им с ней ребенка. И подвижник, движимый христианской любовью, согласился на это. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха. Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.

Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть "юношей-старцем", так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне.

В эти годы преподобный Макарий часто посещал Великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Блаженный Макарий сподобился присутствовать при кончине святого аввы и получил в наследство его посох, вместе с которым принял сугубо духовную силу Великого Антония, подобно тому, как некогда пророк Елисей принял от пророка Илии сугубую благодать вместе с упавшей с неба милотью. Много исцелений совершил преподобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Всё это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей келлией глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и Богомыслия. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение. Однажды святой авва застал в своей келлии вора, когорый нагружал его вещи на стоявшего у келлии осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: "Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!". В годы царствования императора Валента - арианина (364 - 378) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там. по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. Кротость и смирение преподобного преображали души человеческие. "Худое слово, - говорил авва Макарий, - и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми". Молитва преподобного Макария многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений.

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой". Шестьдесят лет провел святой авва Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный провел в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Но он никогда не переставал плакать, каяться и трудиться. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие Богословские творения. Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Мысль о том, что высшее благо и цель человека - единение души с Богом, - основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.

Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. "Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую - при посредстве силы Святого Духа". Достичь этого можно, если "мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся". Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется "отлучению от жизни", как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом. В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь "верою и любовью при усилии свободного произволения". Тогда "сколько по благодати, столько и по правде" христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем "не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов", с другой стороны, в "меру свободы и чистоты" приходим не одной собственной рачительностью, но не без "содействия свыше Божией руки".

Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. "Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства".

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Лучший способ почитания святых – подражать их жизни. Конечно, далеко не каждый способен повторить подвиги преподобного Макария Великого, да и сам по себе монашеский путь подходит не каждому. Но подражать следует не только и не столько внешнему, сколько внутреннему содержанию подвигов преподобного: его вере и безграничному упованию на Господа, его горячей любви к Богу и людям, его смирению, его незлобивости и готовности пожертвовать собой ради спасения ближнего. Будем же стараться уподобиться во всем этом преподобному отцу нашему Макарию, испрашивая в этом нелегком деле помощи Божией и молитвенного предстательства самого святого, восклицая вместе со всей Святой Православной Церковью: «Пустынный житель, и во плоти Ангел, и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления!».
Аминь.

Контакты

Православный Приход храма в честь Святой Троицы
Адрес: 618900, РФ, Пермский край, г.Лысьва, ул.Революции, 2 "А"
Электронная почта:
Sv.Troitsa-Lysva@yandex.ru

Телефоны:

Настоятель:  +7 (342 49)  3 - 61 - 34
Иконная лавка:   +7 (342 49)  3 - 61 - 12
Бухгалтерия: +7 (342 49)  3 - 61 - 58

Сейчас 42 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Авторизация