Богопознание
Богопознание – жизнь в Боге и с Богом, Его постижение в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя: «…да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Источник подлинного Богопознания – божественная благодать Святаго Духа.
Богопознание неразрывно связано с Богообщением[3], в котором и раскрывается образ Божий в человеке. По слову свт. Феофана Затворника, общение с Богом является для человека единственным благом, единственным нормальным состоянием его природы.
При этом неверно думать, что «Богообщение является последней целью человека и человек сподобится его лишь после, в конце, например, всех трудов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает себя в Богообщении, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни»[4].
Богообщение
Богообщение совершается в молитве, Причастии Святых Христовых Таин (Евхаристии) и других таинствах, приобщениик Слову Божию, делах милосердия, общении с братьями и сестрами во Христе (кинония).
Молитва
Молитва есть возношение сердца и ума к Богу. Без внимания и благоговения молитва невозможна[5].
Евхаристия
Евхаристия – наивысшая из доступных в настоящем веке степень единения с Богом. Христос в Евхаристии, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), делает их сотелесными и сокровными как Ему Самому, Его жизни, так и друг другу[6]. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» , – говорит Господь (Ин. 6:56).
По слову святителя Иоанна Златоустого, в таинстве Евхаристии верующий может видеть Христа и прикасаться к Нему подобно тому, как он прикасался бы, если бы жил во время земной жизни Спасителя[7].
Святитель Кирилл Александрийский отмечает: «Как сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она будет, таким точно, думаю, образом единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному… Итак, одно все мы в Отце и Сыне и Святом Духе…».[8] Без этого единства невозможно ни спасение человека, ни само существование Церкви.[9]
В Евхаристии как главном таинстве Церкви происходит восстановление поврежденного грехом единого человеческого естества через единение с самим собой и со Спасителем[10].
Верующий в Бога человек приводится в соединение с Божеством и в других церковных таинствах. Участие в них преображает человека действием благодати Святого Духа, но при этом предполагает синергию Бога и человека.
Приобщение Слову Божию
Приобщение Слову Божию означает живое и действенное[11]соединение с Богом, Который Сам есть воплощенное Слово[12]. Приобщение Слову Божию происходит через обращение к Священному Писанию и Преданию, что приводит человека к размышлению о Нем, пониманию, сохранению[13]Его в уме и сердце и исполнению Его.
Милосердие
Быть милосердным – заповедь Господа Иисуса Христа[14]. «Это такая заповедь, которой должно проникнуться все существо истиннаго христианина, потому что и на всемирном суде Христовом одесную Его станут одни только милосердые, признаны будут благословенными Отца небеснаго, и наследуют уготованное им царство небесное. Господь Бог и Спаситель наш есть сущее милосердие и источник милосердия; потому исполненный милосердия последователь Его уподобляется Ему и милосердому Отцу нашему Небесному, Который весь есть любовь»[15].
Под делами милосердия понимается не только участие в организованных благотворительных мероприятиях, но и способность человека смотреть на ближнего любящим, милующим сердцем. По словам преп. Амвросия Оптинского, это означает, что человек, с одной стороны, должен быть сострадательным к ближним (милостыня), не различая достойных от недостойных, а с другой, должен быть снисходителен к ближайшим ему, должен прощать их недостатки, обиды и досаждения[16].
Кинония
Кинония – теснейшее общение верующих с Богом и друг с другом, которое совершается в Духе Святом во исполнение обетования Господа Иисуса Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Наиболее точным содержанием греческого понятия «кинония» является не просто общение друг с другом, а близкое соучастие, дружба, соработничество Бога, самого спасаемого и других членов Церкви.
Христианин призван осуществлять свою жизнь как любовь и самоотдачу в отношениях со всеми окружающими, вместе со Христом исполняя и завершая то предназначение, которое Бог определил для человека – соединение всего творения в нераздельное единство и приведение его к Богу в общении и любви.
Покаяние
Богообщению сопутствует процесс преображения души – исцеления пороков и достижения христианских добродетелей («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)). Условием правильной духовной жизни является покаяние как изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха, приложении усилий в преодолении страстей и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога.
Определение духовного состояния человека, обращающегося к Церкви со своим запросом, является отправным этапом для грамотного попечения о его приобщении к жизни Церкви или сопровождении в ней.
Определение духовного состояния человека, обращающегося к Церкви со своим запросом, является отправным этапом для грамотного попечения о его приобщении к жизни Церкви или сопровождении в ней. Правильное обозначение духовного состояния человека определяет усилия Церкви по отношению к нему.
Распознавание духовного состояния не-взрослого человека имеет специфику, связанную с процессом развития форм духовной жизни ребенка в различные возрастные периоды[17].
В настоящее время выделяются такие формы духовной жизни ребенка[18]:
0 – 6 лет
В раннем детстве ребенок свободен, но еще не ответственен. В этом возрасте уже проявляется интерес ко злу, но греховное в жизни ребенка занимает дальнюю периферию его существования. Происходит напитывание внутреннего духовного начала растущей личности[19]. Но этот процесс не осознается, и постепенно подготавливается смещение интереса от внутреннего к внешнему миру.
7 – 11 лет
Происходит духовный поворот к миру[20]. Духовная жизнь осмысляется ребенком через моральную сферу, оформляются моральные правила и идеи. Духовная чуткость к божественному слабеет, но при этом дети с удовольствием переходят к религиозной активности, выражающейся в выполнении обрядов и церковных требований.
12 – 16 лет
В период внутреннего беспокойства и противоречивых желаний подросток отходит от трезвости и реализма, от следования правилам и приспособления к порядку. Но при этом именно в этот период человек вновь обращается к своему внутреннему миру и обнаруживает свое Я перед безграничной перспективой, которая впервые осознается не вне, а внутри самого себя.
После 16 лет
Последний период детства, синтетически соединяющий в себе все предыдущие и подготавливающий переход к зрелости. Интуитивно найдено равновесие между душевно-телесным и духовным составом человека. Юность полна вдохновения, таланта[21]. Вместе с тем только в юности открывается личная ограниченность – общей трагической неустроенностью человека, несовершенством его природы. Счастливым завершением этого периода будет понимание и принятие единственной возможности преодоления трагической разобщенности в самом себе, с другими людьми и Богом – внутри Церкви.
Приходской наставник должен понимать общие закономерности и проблематику течения процесса духовного развития ребенка. Но в то же время описание характеристик того или иного возрастного периода не может быть универсальной схемой. Педагог должен ориентироваться на индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку процессы физического, эмоционального, интеллектуального и духовного развития протекают с различной скоростью и могут не соответствовать друг другу.
Достигая зрелого возраста, человек начинает осознавать внутреннюю логику своего существования, свое отношение к Богу и Церкви и определяет то, каким образом внутренние задачи его собственной жизни могут быть решены в конкретных условиях.
Содержание духовной жизни человека (прежде всего, взрослого) характеризуется по принципу восприятия им Бога следующим образом
-вне церкви
1) Отрицание Бога и непризнание Церкви как богочеловеческого организма, созданного Богом для спасения.
Человек не верит или не признает существование Бога; живет автономной от Бога жизнью; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью и стремиться жить нравственно. Не признает Церковь как богочеловеческий организм, созданный Богом для спасения; может считать Церковь полезным институтом, сохраняющим нравственность.
2) Равнодушие к вопросам веры, безразличное отношение к Церкви.
Человек индифферентен к вопросам веры и религии. Ему безразлично, есть Бог или нет; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью. Как правило, не интересуется вопросами, связанными с Церковью, и не имеет к этому своего отношения.
3) Борьба с Богом, а также негативное или воинственное отношение к Церкви.
1 вариант. Человек не верит или не признает существование Бога. Все, связанное с религией и Церковью, вызывает у него откровенное неприятие. Он активно противится этому («воинствующий безбожник»).
2 вариант. Человек может признавать существование Бога и Его участие в жизни, но при этом Божий Закон не приемлет и противится ему. Человек может быть обижен на Бога и Церковь.
Такие люди могут не придерживаться и естественного нравственного закона и светской морали.
4) Вера в Бога; искаженный образ Бога при наличии желания и попыток согласовать свою жизнь с Его волей; отсутствие или наличие формальной принадлежности к Православной Церкви.
Человек верит в Бога, но имеет о Нем неточные представления (в частности, другие религии, деноминации). Признает наличие сверхъестественного закона, который стремится исполнять. Не принадлежит (но при этом может уважительно относиться к ней) или принадлежит формально к Православной Церкви.
Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов, восприятие священных предметов православной Церкви (крест, икона, святая вода, освященное масло, свечи, мощи святых, пояса, панагии и пр.) в качестве оберегов и предметов культа, обладающих самостоятельной благодатной или защитной силой. В этом случае человек может демонстрировать высокий уровень доверия ко всему, что видит и слышит, в том числе – к Церкви, но при этом проявлять низкий уровень осознанности совершаемых ими действий.
5) Признание существования Бога; искаженный образ Бога при отсутствии попыток выстроить личные отношения с Ним (при возможном формальном исповедании принадлежности к Церкви и положительном отношении к ней).
Человек признает существование Бога, имеет о Нем неточные представления и продолжает жить автономной жизнью, не пытается выстроить личные отношения с Ним; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью, а также признавать наличие сверхъестественного закона, но необязательного для себя. Могут наличествовать суеверия и концепция «Бог в душе». Может формально принадлежать к Церкви, но при этом не жить ее жизнью и не иметь доверия к ней.
В таком состоянии человек не задумывается о личности Христа и Его Искупительном Подвиге, о смысле и сути таинства Евхаристии (часто понимаемого как символ). Религия воспринимается как набор нравственных ценностей и моральных установок, регулирующих жизнь в обществе. Склонность к абстракции приводит к смешению вероучительных истин («все религии учат добру и говорят об одном и том же, просто разными словами»). Может наличествовать вера в различного рода лжеучения (учение о реинкарнации, учение об исполинах и об их скрывающихся от людей потомках – снежном человеке, титанах, атлантах и т. д.), смешение различных псевдонаучных теорий (об инопланетных формах жизни, телепатии, энергии космоса, вселенском разуме, энергетических потоках и чакрах и т.п.).
- на пороге церкви
1) Признание существования Бога; наличие теоретически верных представлений о Нем при отсутствии или слабом выражении личных отношений с Ним (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви (например, по факту Крещения в детстве, когда люди были крещены, но не просвещены) и положительном отношении к ней).
Человек признает существование Бога, имеет о Нем богословски верные представления, но не выстраивает с Ним личные отношения; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью; признает наличие сверхъестественного закона, но не вступает в личные отношения Завета и живого Богообщения.
Данное состояние может наступать также вследствие разочарования в церковной действительности, вследствие ошибок в духовной жизни.
2) Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при наличии серьезных нравственных препятствий (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви и вере в нее).
Человек верит в истинного Бога, готов иметь о Нем богословски верные представления, стремится вступить с Богом в личные отношения, но не готов на данном этапе отказаться от серьезных грехов (блуд, неподобающее место работы, воровство и т. д.).
3) Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при готовности вступить с Ним в отношения Завета; желание войти в Церковь Христову.
Человек имеет веру в истинного Бога; готов иметь о Нем богословски верные представления; готов выстраивать личные отношения с Ним, вступив в Завет. Готов принять сверхъестественный нравственный закон как закон своей жизни. Имеет желание войти в Церковь Христову.
- внутри церкви
1) Вера в Бога истинного; вера в Церковь; жизнь в Завете с Богом; возрастание в основных аспектах жизни православного христианина.
Человек имеет веру в истинного Бога, деятельно возрастая в Богопознании через молитву, чтение Священного Писания и познание вероучения, участие в таинствах Покаяния и Евхаристии, доброделание, аскетические усилия по преодолению греха и страстей.
2) Достижение «духовного совершеннолетия»; дальнейшая «взрослая» жизнь во Христе.
Человек имеет веру в истинного Бога; у него сформировалось мировоззрение, основанное на догматах Церкви, и достигнут определенный уровень духовных умений; имеется понимание сути правильной духовной жизни. Далее следует совершенствование и возрастание в духовной жизни – в том числе через падения, покаяние и преодоление ошибок – до конца дней.
Следует отметить, что, находясь на некоторых этапах духовной жизни, в силу разных причин человек может откатываться назад на своем пути (переживать регресс) – от Церкви, а не к ней, равно как и возобновлять вектор движения к Богу. Особенно это касается периодов неофитского «подъема», когда Господь дает человеку благодати в избытке (можно сказать, авансом), но потом ему приходится серьезно поработать, чтобы приблизиться к Богу.
Формы и содержание попечительской (в том числе пастырской) деятельности Церкви в области наставления в вере человека зависят от правильного понимания состояния его духовной жизни, а также от того, какие представления о вероучении Церкви он имеет. В целом процесс наставления в вере направлен на людей, духовное состояние которых определено в соответствии с классификацией как «на пороге Церкви» и «внутри Церкви». По отношению к людям, духовное состояние которых определено как «вне Церкви», возможное в будущем наставление в вере подготавливается миссионерскими усилиями Церкви.
Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопрос: «Какой должна быть духовная жизнь человека и как можно помочь ему в ее развитии?»
[1]«Многие сочли блаженной отшельническую жизнь, другие – смешанную, то есть общежительную, иные же предпочли предстоятельствовать над народом, быть наставниками, заниматься преподаванием и строить церкви… Я же ни одно из этих дел не предпочел бы другому и не сказал бы, что одно заслуживает похвалы, а другое порицания. Но во всем и во всех делах и действиях всеблаженная жизнь для Бога и по Богу» (Преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. – Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2001. – С. 64).
[2]В том числе в отношении детей: «Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие» (Зеньковский В. В. Педагогика. – Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002. – С. 51).
[3]«Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом.Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, [мы] вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели» (Свт. Феофан Затворник. Письма к разным лицам, 24).
[4]Свт. Феофан Затворник «Начертание христианского нравоучения». Часть первая, глава I «Основы христианской жизни», п. 1 «Норма христианской жизни».
[5]«Молиться нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу» (преп. Антоний Великий.Сотница, 64).
[6]«Единородный определил некоторый, изысканный, подобающий Ему премудростию и советом Отца, способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, – именно (такой способ): в одном теле, очевидно, Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), – делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу» (свт. Кирилл Александрийский. Творения. Кн. 3. М.: Паломник. 2002. С. 755).
[7]«… вот ты видишь Его,– говорит святой отец,– прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе даёт не только видеть Себя, но и касаться и вкушать и принимать внутрь (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 82).
[8]Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 11, гл. 11. Далее: «Относительно же единения в Духе скажем опять, что все, одного и того же приняв Духа, разумею Святого, соединяемся некоторым образом и друг с другом и с Богом… Видишь, как во Христе и Духе Святом все мы едино как по телу, так и по духу. Как мы, так и Сын един с Отцом».
[9]«… так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5).
[10]«… это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» (свт. Василий Великий. Подвижнические уставы, гл. 18. Творения, в 7 т. Т. 5. М., 1847. С. 429–430).
[11]«слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
[12]«И Слово стало плотию…» (Ин. 1:14).
[13]«Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет живот вечный» (Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Часть 2. М., 2001. С. 299).
[14]«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»(Лк. 6:36).
[15]Свт. Иустин (Полянский). Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Гл. «О милосердии».
[16] Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Часть III. Переписка с мирскими лицами. Письма к мирским. Письмо 4 «Как подражать Богу».
[17]См. подробнее об этом документ «Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе»; опубликован на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации https://pravobraz.ru в разделе Документы.
[18]Ниже приводится возрастная периодизация детства, основанная на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела, которая была разработана В. В. Зеньковским (описана в статье «Духовная жизнь в различные периоды детства» в кн.: Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г.). Определяя образ Божий как духовное начало в ребенке, Зеньковский анализирует, как Первообраз проявляется в каждом возрасте. Источником духовного развития ребенка является устремление духовного начала к выражению в материальной жизни человека.
[19]«Дитя дышит этим дыханием бесконечности – просто, беспечно, наивно, но и непосредственно, живо, глубоко. Оно набирается на всю жизнь безмолвных, но творчески действующих в нем интуиций». //Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002. – С. 174.
[20]«Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособления к миру и людям – и духовная жизнь… сразу мелеет». //Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002. – С. 180.
[21]«От юности всегда веет гениальностью… духовный мир не оттеснен «приспособлением» к жизни, он свободен и полон того дыхания бесконечности, которое выражено так полно, ясно и пленительно именно в юности». //Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002. – С. 192.
Наставление в вере (вероучение)
Наставление в вере – это процесс передачи знаний о Боге, опыта Богопознания и Богообщения, хранимых в Церковном Предании; содействие развитию навыка Богообщения.
Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопрос: «Каким образом происходит наставление детей и взрослых в вере?».
Наставление в вере понимается не как схоластическая передача совокупности вероучительных определений, а – как передача ценностей и смыслов[1]. Ценностей как особенно значимых для христиан характеристик объектов, явлений (например, Божественное Откровение, Любовь как одно из имен Бога, Крест Господень, Жертва Христа, Царство Божие) и смыслов как предназначений, целей и результатов действий (например, любовь Бога к людям, победа Его над смертью, спасение человека, молитва, Евхаристия, Богообщение)[2].
Наставление в вере принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения информации. По слову апостола Павла, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4–5). Средоточием и смыслом наставления в вере является благодатное преображение всего естества человека в единстве с Богом и Его Церковью.
Другими словами, данный содержательный блок описывает практику помощи в развитии духовной жизни наставляемого. И потому непосредственно связан с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви.
Наличие веры является основой для вхождения в Церковь и жизни в Богопознании («Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16:6)). Поэтому наставление в вере должно быть направлено на формирование доверия Богу, решимости быть верным Ему и утверждении уверенности в Нем. Положительным результатом наставления в вере будет являться реальный образ жизни человека в общении с Богом и стяжании Святого Духа, стремление к богоуподоблению.
Выделяются следующие направления в области наставления в вере
– педагогическое сопровождение детей и взрослых, готовящихся принять таинство Крещения или находящихся на начальном этапе церковной жизни (катехизация[3]);
– педагогическое сопровождение давно пребывающих в Церкви детей и взрослых (в частности, помощь в преодолении или профилактике возможных кризисов веры).
Катехизация – это ограниченный по времени педагогический процесс содействия вхождению человека в Церковь, имеющего конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение им своей духовной жизни под руководством Церкви.
При этом церковная жизнь человека в целом является постоянным процессом приобщения к спасению и святости Христовой (Мф. 5:48; 1 Пет. 1: 15 – 16), обретения Царствия Божия (Лк. 17:21), поэтому жизнь в Церкви давно пребывающих в ней христиан также нуждается в сопровождении.
В Древней Церкви катехизация (оглашение) была длительным процессом подготовки к таинству Крещения. Церковное научение на этом не заканчивалось. Новокрещенные слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств. Став полноправными членами общины, они продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни.
В соответствии с церковной традицией следует выделять этапы катехизации:
катехизация перед Крещением (или оглашение) – подготовка желающих принять таинство Крещения, при которой может быть положено лишь начало церковной жизни;
многоуровневая система катехизации после Крещения, дополняющая оглашение.
Целостный процесс катехизации нацелен на то, чтобы человек становился деятельным христианином, т. е. имел веру в истинного Бога, возрастая в Богопознании.
В отношении взрослых людей, желающих креститься или восстановить единство с Церковью, а также родителей и восприемников крещаемых малолетних детей[4] результатом успешного оглашения является решимость человека:
осознанно принять (выразить согласие) и исповедовать Символ Веры (Мк. 16:16);
принести покаяние в соделанных грехах (в том числе отказаться от суеверий, ложных учений, блудного сожительства, деятельности, связанной с грехом, и т. д.) и исповедать их перед Богом в присутствии священника (Деян. 2:38);
исполнять Заповеди Божии (10 заповедей Закона Моисеева в их новозаветном понимании; стремление к духовному и нравственному совершенству с помощью Божией; прощение другим их согрешений; неосуждение ближнего и т. д.);
вести правильную духовную жизнь, основой которой является ежедневная личная молитва, регулярное участие в богослужении, причащение Святых Христовых Таин и участие в других таинствах, приобщение к Слову Божию, выраженному в Священном Писании и Священном Предании, совершение дел милосердия, приложение труда в преодолении греха, избавлении от страстей, аскетические усилия поста.
Описанные желаемые результаты оглашения являются также критериями определения готовности взрослого человека к принятию Крещения или восстановлению единства с Церковью.
!!!Недопустимо совершения таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в таинстве. Таинство Крещения не может быть также совершено над человеком, не выражающим желание жить в соответствии с Евангелием, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности или желающим креститься по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого таинства.
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью, пониманием необходимости описанных выше критериев. Ответственность за окончательное решение о времени совершения Крещения несет священник[5].
Вера взрослых людей (родителей и восприемников) имеет основополагающее значение не только для их духовной жизни, но и является обязательным условием для Крещения малолетних детей[6], участия их в Евхаристии и других таинствах Церкви.
Дети также нуждаются в подготовке к Крещению. При выборе объема, содержания и формы оглашения необходимо ориентироваться на этапы духовного развития ребенка в соответствии с возрастными периодами. Дети старше 10 лет[7], желающие принять таинство Крещения, должны принести покаяние в соделанных грехах и исповедать их перед Богом в присутствии священника. Основной акцент в катехизации детей должен быть на работе с семьей ребенка.
Наставление детей и взрослых в вере понимается в широком смысле: оно совершается не только в форме специализированных занятий, но и во всех делах церковной общины. Люди учатся жить в Боге и перенимают опыт веры, погружаясь в жизнь прихода, всей Церкви и взаимодействуя с другими членами.
Наставление в вере осуществляется через:
церковное богослужение;
устную и печатную проповедь;
приходское консультирование;
социально-педагогическую работу[8], в том числе в рамках воскресных школ[9]и приходских занятий с детьми;
катехизические беседы или курсы;
евангельские группы;
лектории, приходские курсы по изучению богослужения, истории Церкви, Священного Писания и т. д.;
конференции, семинары;
деятельность церковных культурно-просветительных и духовно-просветительных центров, древлехранилищ, музеев и библиотек;
культурно-просветительные проекты – фестивали (в том числе кинофестивали), концерты духовной музыки, выставки, посвященные православному искусству и истории Церкви и т. д.;
конкурсы, детские олимпиады;
паломнические и экскурсионные поездки, краеведческую деятельность;
участие в миссионерской деятельности;
дела милосердия[10] (в том числе, социальную работу прихода);
литературу, знакомящую с Православием, жизнью в Церкви и включающую святоотеческое наследие, жития святых и подвижников благочестия.
Приходское взаимодействие с детьми и взрослыми может осуществляться как в очной, так и – при необходимости – дистанционной форме при помощи современных технических возможностей через Интернет (чаты, видеоконференции, социальные сети).
[1]Главная наша просветительская задача – как в отношении детей, так и взрослых, это передача ценностей и смыслов. «Образование есть способ и средство передачи смыслов, идей, в том числе духовных смыслов и непоколебимых идей, которые Самим Богом заложены в Священное Писание и которые возвещают миру голос Церкви»(Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 35-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/srpska/print118929.htm(дата обращения: 27 января 2019 года)).
[2]«Для того чтобы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки». – Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – С. 99.
[3]Практика наставления в вере готовящихся к крещению или новокрещенных христиан, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов:
46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».
78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».
47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».
Эта практика находит также свое отражение в трудах святых отцов, древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.
[4]Не участвующие в евхаристической жизни родители и восприемники крещаемых младенцев, а также брачующиеся должны восстановить единство с Церковью через участие в таинствах Покаяния и Причащения. Кроме того, они должны выразить готовность воспитывать (содействовать воспитанию) детей в вере и приводить их к Причастию Святых Христовых Таин.
[5]См., например: «Таинство Крещения совершается в Православной Церкви как над взрослыми, так и над младенцами. Взрослые допускаются к таинству после соответствующей подготовки, то есть оглашения — наставления в христианском вероучении и христианской нравственности. В таких случаях решение о времени принятия Крещения принимается приходским священником, проводящим оглашение» // «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 – 26 декабря 2013 года (журнал № 158).
[6]«Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). См. также 8-е правило VII Вселенского Собора.
[7]Согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского первая исповедь перед Причащением совершается по достижении возраста десяти лет.
[8]«Приходская педагогика включает в себя процессы религиозного воспитания и религиозной социализации, осуществляемые в рамках деятельности священнослужителей и педагогов в общине или на приходе» // Склярова Т. В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. ПСТГУ, 2008. С. 42.
[9]Воскресная школа для детей, деятельность которой регулируется Положением о деятельности воскресных школ для детей, является одной из возможных форм (но не единственной) наставления детей в вере.
[10]«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).