Новости

День памяти святителя Димитрия Ростовского (проповедь митрополита Арсения)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Слушая сегодня слова Святого Евангелия, братья и сестры, мы слышим: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един Пастырь». Говоря эти слова в исторических обстоятельствах ветхозаветного израильского народа, Господь говорит об овцах, «яже не суть от двора сего», которых Ему подобает привести. Говорит о нашем с вами просвещении, о будущем христианских народов, которые воспримут на себя благое иго Христовых заповедей и среди которых будут те, которые будут слушать голос Христов не только ушами, не только разумом понимая, но через сердце пропуская слова Христовы.

И сегодня, братья и сестры, мы празднуем память одного из таких угодников Божиих, голос Христов у которого вошёл в сердце и выразился в словах и в делах его. Это — память святителя Димитрия, митрополита Ростова Великого. Родился святитель Димитрий Ростовский в небольшом городке Макарове неподалёку от города Киева. Отец его был вначале простым казаком, который за свои ратные подвиги дослужился до чина сотника. Мать, Мария Михайловна, была высокого благочестия, поскольку отец, сотник казачий, Савва Григорьевич Туптало, был постоянно занят в воинских походах, потому что время было тревожное. Это время — середина XVII века, когда на Украине ратные страсти кипели, когда она переходила из рук в руки: то литовцы, то поляки, то татары, то турки, то униаты с их религиозными захватническими войнами. В это время, в 1651 году случилось родиться будущему святителю Димитрию, а тогда — младенцу Даниилу. Воспитание младенца легло на плечи матери, потому что отец постоянно был в походах военных. И она вложила всю святость своей души в его воспитание.

Впоследствии святитель Димитрий описывал кончину своей матери словами благоговейными, говоря, что она была исполнена христианского доброго чувства и дел благочестивых. Умерла она напутствованная Святыми Христовыми Тайнами и всеми таинствами Святой Соборной Церкви в день Страстей Христовых — Страстную Пятницу, в тот самый час, когда Господь на Кресте «предаде Дух Свой». И в самом этом событии кончины в Страстную Пятницу святитель Димитрий усматривал милость Божию по отношению к своей матери, которую воспоминал как «единую от святых».
В одиннадцать лет святитель Димитрий был отдан в духовное училище города Киева. Но недолго пришлось ему там поучиться, всего лишь три года, потому что поляки, захватившие город Киев, упразднили православную духовную школу, да и многие храмы захватили, сделав их католическими и униатскими.

В семнадцать лет святитель Димитрий, чувствуя зов Божий, приходит в монастырь, и в семнадцать лет уже принимает монашеский постриг. Через год, в восемнадцать лет он рукополагается в сан дьякона, потому что видят в нём «добрый плод благочестивой отрасли» его святых благочестивых родителей.
В двадцать четыре года его уже рукополагают в иеромонахи, а слава о его проповедях разносится таковая, что монастыри наперебой приглашают молодого двадцатичетырёхлетнего иеромонаха Димитрия, чтобы он у них проповедовал. И даже до стольного града Москвы дошла слава сего проповедника, особенно его отмечал патриарх Иоаким.

Монастыри просят его принять на себя настоятельскую должность, но он, по смирению своему, ради подвигов благочестия отказывается. И ведь, живя в монастыре, как говорит его житие, он не отказывался ни от какого послушания. Тщательно, в глубочайшем смирении проходил он монашескую свою жизнь: в храм первый приходил и последний уходил из церкви Божией, стоя смиренно и молясь Богу о спасении своей бессмертной души.
Уединения, молитвы о грехах своих, покаянного постоянства, а не суеты настоятельской должности желал святитель Димитрий. Но, умолен от братии, и просьбами гетмана, и благословением архиерейским, он становится наместником одного из монастырей. Но недолго он пробыл в этой должности, всего лишь год. Настолько тягостна показалась ему эта должность, что он просился опять быть в уединении. И, сложив с себя настоятельскую должность, остался в этом же монастыре простым монахом. Это тоже говорит о его высочайшем смирении.

Вскоре, зная его талант проповеднический, и учитывая ту сложность духовного просвещения, которое было в то время (в семнадцатом веке), потому что множество книг во время татарских, литовских, польских набегов просто было уничтожено, старцы Киево-Печерской Лавры, рассудив, решили просить святителя Димитрия принять на себя труд перевода и собрания житий святых угодников Божиих, которые необходимы были для назидания во благочестии православного народа. Святитель Димитрий, страшась этого труда, но, уповая не на свою волю, а на благословение архипастырское, принимает на себя труд собирания житий святых в «Четьи Минеи», которые по сегодняшний день в нашей Святой Православной Церкви являются примером его благочестивой жизни и его кропотливого труда. По сегодняшний день мы назидаемся проповедническим словом святителя Димитрия Ростовского, когда читаем «Жития святых».

Впоследствии его назначали в четыре монастыря. То в один, то в другой, — настоятелем и, в конце концов, святитель Димитрий Ростовский был назначен, избран в сан епископский по просьбе царя Петра. Был он избран митрополитом Тобольским, которого Пётр Первый просил избрать мужа благоговейного, благоразумного, духовно просвещённого для будущей Тобольской кафедры в Сибири. Но до Тобольска святитель Димитрий не доехал, потому что был слаб здоровьем. Ему назначили кафедру в древнем городе — в Ростове Великом, который находится сейчас в Ярославской области как маленький районный центр. А тогда это была значительная кафедра, известная древностью своей во всей России. И талант его как проповедника, как ревнителя святых православных уставов, как мужа благочестивого проявился на Ростовской кафедре.
Пожив там благочестиво, он скончался в молитвенном предстоянии пред Богом. И его наутро застали в коленопреклонённом состоянии в молитве. Так он и почил, с молитвой перешедши в вечность. Погребли его в Спасо-Яковлевском монастыре в соборе, где святитель Димитрий, ещё только приехав на Ростовскую кафедру, указал место для своей могилы, сказав: «Здесь покой мой, здесь вселюсь». В гроб под его честные останки были положены черновики его рукописей, которые он заповедал положить во свидетельство на Страшном Суде при общем воскресении мертвых.

Множество чудес от мощей святителя Димитрия было и по кончине его, и после его прославления. Недаром его друг, митрополит Стефан Яворский, который прибыл на погребение с Рязани, восклицал со слезами на погребении, которое совершалось на шестой день по преставлении. Шесть дней лежал в нетлении и в благоухании святитель Димитрий в храме, а святитель Стефан Яворский, говоря проповедь, восклицал со слезами: «Свят Димитрий, свят»! При жизни сподобился он таковой хвалы от многих, а от Бога сподобился этой похвалы в вечности.
Умерший в начале восемнадцатого века, святитель Димитрий по сегодняшний день проповедует нам через «Жития святых». И эти «Жития святых» настолько важны для духовной жизни христианина, что по монастырским уставам положено их читать на монастырских трапезах для возгревания духа благочестия и святости в тех, которые к этой святости, к этому духу благочестия стремятся.

Мало того, братья и сестры, в нашем благочестивом народе как великое сокровище и ценность необходимую имели даже в простых крестьянских домах собрание двенадцати месячных Миней — житий святых, собранных святителем Димитрием. Так, например, в Воронежской губернии до революции была традиция: когда отдавали замуж дочь, то обязательно в её приданом должны были быть двенадцать книг Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. Потому что понимали, что необходимо духовно-нравственное назидание в семейной жизни, которое явилось бы стеной оградительной для христиан, желающих жить по-христиански, жить мирно с Богом и со своей совестью.

Собрание житий святых сопровождалось дивными чудесами. Ведь недаром святые отцы говорят: «Когда читаешь житие того или иного святого, кроме духовно-нравственной пользы ты ещё являешься наследником молитв того святого, житие которого ты читаешь. Потому что, когда ты читаешь его житие, этот святой за тебя молится». И мы видим, что когда святитель Димитрий собирал жития святых, то при этом ему были явления угодников Божиих. Так, когда однажды ночью он писал житие мученика Ореста и, написав житие, прилёг, не раздеваясь отдохнуть на час всего лишь перед заутренней монастырской, то ему явился мученик и сказал: «Ты не всё обо мне написал». И показал ему, открыв одежды, рану в боку, сказав: «Вот эта рана мне прожжена». Потом, подняв рукава и указав перерезанные жилы возле локтей, сказал: «Вот это мне перерезано». Подняв свои одежды, он показал раны на коленях, сказал: «А это мне косою было посечено». И тогда святитель Димитрий, слыша в молчании трепетном сего мученика, думал, какой именно это мученик? Потому что есть два мученика Ореста и дни памяти их различны. И тогда он сказал, как бы отвечая на его мысли: «Я тот мученик, житие которого ты только что записывал».
Сами угодники Божии приходили, братья и сестры, для того, чтобы подсказывать ему, чтобы более полно написать их жития. А благодать Божия сопутствовала этому делу. Ведь недаром, всё, что Божие, то оно хранится веками. И мы с XVII века пользуемся житиями святых, которые собрал сей угодник Божий.

И мы, братья и сестры, должны помнить, что не только нашего разума должны касаться слова из житий святых, и Святого Евангелия, и святоотеческих писаний, но мы должны постоянно размышлять о заповедях Господних, как бы «прилепляя» их к своей жизни, к своему состоянию теперешнему, облекать в чувства покаянные сердце своё, в сокрушённые. Как говорится: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». А Господь говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое». Вот это вхождение в сердце помыслов благочестивых и чувствами облечение, чувствами покаянными, чувствами сокрушёнными, Господь не уничижает и помогает благодатью Своей творить саму добродетель, исполнение самих заповедей Господних.

Мы блаженны, братья и сестры, тем, что имеем такового заступника и молитвенника. Мы счастливы тем, что до сих пор, несмотря на гонения на Церковь и на всяческие лишения, мы сохранили слова святителя Димитрия Ростовского и «Жития святых», которые он составлял. Мы ещё более будем счастливы, если читая эти слова, мы их будем слагать в сердце своём. Помните, как в Евангелии в Сретение Господне говорится, что Божия Матерь, слушая словеса Симеона Богоприимца, слагала их в сердце Своём? Не только запоминала, но и в сердце слагала. Так и мы, братья и сестры, в сердце слагаем сегодня слова благочестия, которые донесены нам Святой Православной Церковью благодаря таким угодникам Божиим как святитель Димитрий.

Не все святы на Руси Святой, но мы все призваны к святости, мы все должны стремиться к святости. А какой образ святости или мера святости у каждого из нас будет — это как милость Божия поможет нам и благодать Господня, и сила Господня подкрепит. Но мы должны к этому стремиться, потому что под лежачий камень вода не течёт. Мы должны стремиться жить благочестиво, мы должны стремиться, братья и сестры, жить по вере, по заповедям Господним, по учениям святоотеческим, по примерам святых угодников Божиих. Тогда, братья и сестры, от жизни нашей не только нам радость будет и утешение, но и всем, вокруг нас находящимся. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

И мы, братья и сестры, знаем таковые примеры, у нас таковые примеры есть, так будем же им подражать. Мы Бога любим не ради корыстного приобретения чего-то, а мы живём благочестиво ради любви к Богу, ради желания быть с Ним в блаженной вечности, ради любви к Царице Небесной, Которую мы там увидим, ради любви к угодникам Божиим, с которыми мы в вечности встретимся. И дай, Боже, чтобы мы, братья и сестры, переходя от этой жизни в мир иной, встретили святителя Димитрия Ростовского, который, стоя во вратах райских, говорил бы: «Чадо Христово, гряди в обители вечные, небесные, потому что, читая «Жития Святых», которые я составлял, ты не оставлял души своей тщетной, ты любил этих святых живой любовью, и любовь эту распалял до желания самоотверженного быть со Христом в вечности. Так вниди в радость Господа Твоего вместе с нами, которые подобно тебе стремились жить благочестиво».

Старайтесь, братья и сестры, живой верой жить, любить Церковь Божию. Она — родная мать нам, и более чем тысячелетний период истории подтверждает эту истину. Она — родная мать для нашего Отечества и для каждого из нас, и слова Её для нас должны быть, братья и сестры, уроками жизни в благочестии. Аминь.

Контакты

Православный Приход храма в честь Святой Троицы
Адрес: 618900, РФ, Пермский край, г.Лысьва, ул.Революции, 2 "А"
Электронная почта:
Sv.Troitsa-Lysva@yandex.ru

Телефоны:

Настоятель:  +7 (342 49)  3 - 82 - 19
Иконная лавка:   +7 (342 49)  3 - 61 - 12
Бухгалтерия: +7 (342 49)  3 - 61 - 58