Человек состоит из души и тела, и душевная деятельность находится в прямой зависимости от состояния последнего: либо подавляется им, либо получает свободу. Задача любого христианина состоит в борьбе со своими негативными качествами и взращивании в себе добродетелей за счет сопротивления первым и понуждения себя к последним. Все это просто невозможно при чувстве сытости. И в этом было бы еще полбеды, если бы сытость и пресыщение не порождали из себя целый ряд различных негативных вещей: лень, сонливость, забывчивость, нечувствие и окаменение сердца, жестокость, блуд, гнев, хвастовство, высокомерие и прочее, о чем пишет святой Иоанн Лествичник. При постоянном пресыщении эти и многие другие негативные качества незаметно вырастают в человеке и когда начинают заявлять свои права на него, он не понимает этого и считает их своими естественными желаниями, начинает удовлетворять им. Поэтому святыми отцами чревоугодие названо матерью всех страстей, а воздержание основанием и дверью ко всем добродетелям.
Воздержание – первая ступень, вводящая в духовную жизнь, обойти или перескочить которую невозможно. В идеале, люди, принимающие православие, не должны бы нуждаться в особых временах для воздержания, а всегда проводить внимательную, чуждую излишеств жизнь, но, поскольку очень редкие имеют произволение к этому, церковь установила времена поста, чтобы хотя бы в течении их, человек мог вздохнуть, вынырнув из под воды и почувствовать тот воздух, которым дышали истинные христиане.
Способность человека к вдыханию этого воздуха напрямую зависит от состояния его сердца, а сердце, в свою очередь находится в прямой зависимости от желудка. Сытое тело – темница для души. Цель поста – дать свободу душе для борьбы с собственными страстями, поэтому пост не является добрым делом сам по себе, а орудием, средством добродетели. Отсюда следует, что пост, не имеющий указанных целей, приближается к обычной диете или голоданию совершаемых ради здоровья или фигуры. Чем дальше пост от его христианского понимания, тем он ближе к диете и тем он меньше принесет духовных плодов, человек не приобретет ничего. Особенно это относится к людям, соблюдающим крайне строгий пост, например, вкушающие пищу не каждый день или раз в день и очень скудную. Если они не будут обращать внимания на стяжание добродетелей и искоренение страстей, а будут смотреть только на свой пост, то лишь зря измучают себя, к тому же еще и заразятся тщеславием и начнут уничижать тех, кто постится не так строго. Конечно, силы и здоровье у всех разные, поэтому и мера поста для каждого своя. Больным людям разрешается делать послабление в посте, поскольку задача поста – ослабить плоть, а болезнь и так служит этому.
О Великом посте
Перед Пасхой христиане соблюдают самый длительный, Великий пост. Это неотъемлемая часть великого христианского праздника. Соблюдать пост нужно для того, чтобы очистить свои тело и душу к великому празднику, Воскресению Господню. Пост длится шесть недель, седьмой является Страстная Семидица, на ней требуется еще более строгое воздержание. Этот период самый строгий и торжественный одновременно. Подготовка к нему начинается за три недели до его начала. Основной целью Великого поста, как и любого другого, является покаяние, отказ от привычных, бренных, суетных занятий и дел. Во время поста стоит помнить, что он необходим не Богу, а самому человеку. Христианин не Богу постом одолжение делает, он лечит вою душу. Как уже упоминалось выше, Великий пост состоит из 2 частей: Четыредесятница – это период покаяния, и Страстная Седмица – период очищения. Ведь неспроста Православная Церковь двукратно за Четыредесятницу предлагает прихожанам читать покаянный канон Андрея Критского. Не зря еженедельно по субботам во время всенощного бдения в храмах поют: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Как раз для раскаяния христианам и дается время Четыредесятницы. Если у человека нет цели покаяния, не стоит приступать и к посту — это тщетная трата времени.
Страстная Седмица по-другому в народе называется Страстной неделей. Это предшествующая Пасхе неделя, это особенное время для православных.
«Страсти» в переводе с церковнославянского обозначает «испытания и страдания». Название такое получила эта неделя потому, что на ней вспоминают последние дни, которые провел Иисус Христос на земле, его страдания, предательство, боль распятия, погребение и воскресение. Во время Страстной недели поста христиане соблюдают самое строгое воздержание, особенно в духовном плане. Увеличивается количество служб в храмах, каждая из которых несет свой особенный, глубокий смысл. Каждый день Страстной Седмицы на службах в храмах особый, священнослужители читают отдельные главы из Евангелия, которые рассказывают христианам о событиях, произошедших в Иерусалиме две тысячи лет назад. Каждый день на Страстной неделе христиане вспоминают то, что произошло тогда. Самыми особенными днями являются четверг, пятница и суббота.
Великий четверг
В четверг православные вспоминают Тайную Вечерю, когда Спаситель в последний раз собрал своих учеников, причастил их, дал наставления. Он тогда уже сказал, что кто-то из его учеников предаст его, и каждый из них отрицал это, в том числе и Иуда.
Великая пятница
В пятницу предательство свершилось, и в этот же день Христа распяли. В страстную пятницу во всех православных храмах выносится плащаница (гроб). Вынос совершается после двух часов дня, в час смерти Спасителя, распятого на кресте. В этот день богослужение несет в себе особый, трагический смысл, на нем повествуется о муках и страданиях, которые вынес Христос на кресте.
Великая суббота
В Великую субботу Православная Церковь вспоминает погребение Спасителя и сошествие его в ад для спасения рода человеческого и воскрешения мертвых.
Заканчивается Страстная неделя Пасхой и великим праздником всех христиан — Воскресением Христовым.
Не стоит думать, что Великий пост — это только страдание и жертва при подготовке к светлому воскресению и Пасхе и человек всё время пребывает в скорби и печали. Это не так. Суббота и воскресенье остаются днями радости и ослабления покаянных молитв. Богослужение отличается отсутствием литургии в понедельник, во вторник и в четверг. Литургия Преждеосвященных Даров проводится в среду и пятницу, в субботу и в Вербное воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста, по другим воскресеньям проходит литургия Василия Великого.
Великий пост, смысл и значение которого прочувствовано человеком глубоко внутри, оказывает на его душу великое очищающее действие. И Пасха превращается в истинное воскресение, возрождение его к новой духовной жизни. Но происходит это тогда, когда человек не просто следует какому-то общепризнанному канону, внешним правилам, связанным с приемом пищи или религиозными обрядами, но проходит путь к Богу глубоко внутри, в своей душе. Великий пост — это способ духовного возрождения и проверки, а может быть, и обретения истинной веры в её священном божественном значении. Ограничивая себя в еде, пресыщенные благополучием люди получают возможность оценить её истинный вкус и ценность даров Божьих. Уменьшая развлечения, удовольствия, пустые разговоры, люди учатся слушать свою душу, начинают ценить действительно глубокие отношения, лучше понимают себя и окружающих, учатся любить Бога и понимают смысл его великой любви и милосердия к людям.